Я поняла, откуда что взялось и что куда делось. Правда, это понимание привело меня к вопросу «Кому это выгодно?». Не вообще, а конкретно: кому конкретно это выгодно?
Итак. Первый вопрос по названию породы. Почему кинологи, создавшие эту породу, назвали ее «Черный Терьер»? С цветом все понятно, но почему ТЕРЬЕР, а не медвежий шнауцер, например? Никто не задумывался? Думаю, дело было в том, что выведенная черная собака с купированным хвостом внешними очертаниями была похожа на терьера, а не на того же шнауцера. Посмотрите на фото первых чернышей, и вы убедитесь в этом. А чем отличались тогда внешне терьеры от шнауцеров? У терьеров не было такой выраженной высокопередости, как у шнауцеров. Справедливости ради надо заметить, что высокопередость шнауцеров (Линия верха. Слегка покатая от холки к хвосту.) – тьфу, против того, что мы сейчас наблюдаем у чернышей. Ну, ладно, вернемся к стандартам. В стандарте 1983 года, не поверите, не было ни слова об уклоне верхней линии. Зато там к порокам относились: прямое плечо, саблистостость задних конечностей и иноходь. А еще тогда было два вида чернышей: длинношерстные и короткошерстные. На существовании короткошерстных настаивали военные, которые вывели эту породу для нужд Армии. Ухаживать за такой шерстью удобнее в полевых условиях. Гражданские (клубные) разведенцы занимались длинносшерстными – красивше и из шерсти можно выстричь все, что душа просит. И еще тогда допускались окрасы: черный и черный с сединой. Но это была первая половина восьмидесятых годов, а через каких-то несколько лет (по пальцам можно сосчитать) сначала грянула перестройка, а потом и вовсе СССР «приказал долго жить». Щенков Черного Терьера стали продавать за пределы страны. Как известно, «спрос диктует предложение». Каким был спрос на Западе? Нужны были красивые и толерантные собачки. Начали вести отбор соответствующим этому спросу образом.
А еще в стандарте 1983 года было написано «Тип высшей нервной деятельности: сильный-уравновешенный, подвижный, с оборонительной реакцией в активной форме». Самое интересное, что и в стандарте 1996 года написано то же самое, но в этом стандарте уже отсутствовали короткошерстные черныши, вместо окраса «черный с сединой» появилось «черный с незначительной сединой» (так же красивше), появилось еще и робкое уточнение на предмет линии верха «Высота в холке на 1-2 см больше высоты в крестце».
Но годы шли, желание продавать щенков за твердую валюту по ценам Запада не пропадало. Отбор по желаемым для западных покупателей признакам продолжался. Разведенцы творили. И натворили… Наразводили то, что упорно разводили. Да вот беда – не вписывалась эта «красота» уже ни в один стандарт породы. И что теперь делать? Ясное дело! Надо переписывать стандарт под плоды своего творчества. Появляется новый, ныне действующий, стандарт, в котором вместо «прямое плечо» в пороках появляется «прямоватое плечо» в недостатках. Почему? Все просто, как хозяйственное мыло! «Прямоватое» плечо то, которое не смогли сделать правильным даже стрижкой. Если же с помощью расчески, ножниц и фена получилось прикрыть прямое плечо, значит, оно правильное. Из пороков исчезли «саблистость» и «иноходь». Они даже не отсвечивают в недостатках. Почему? Вернусь к этому вопросу чуть погодя. Еще из стандарта испарилась «оборонительная реакция в активной форме».
Зачем разводить и судить собак в соответствии со стандартом, если можно каждый раз переписывать стандарт под то, что наплодили?
Продолжение следует