Наткнулась на отличную статью в интернете и не могу не разместить её здесь...
"Миф о толчке и вымахе"
В прошлом, когда породный тип был важнее утрированности, блесткости и умения показать собаку в ринге, разные стили рыси понимали и принимали лучше, чем в настоящее время.
Повезло тем, у кого были учителя с основательным знанием зоотехники и рабочих качеств своих пород. Пятьдесят лет назад разделение на собак, которые с легкостью выполняют свои функции, и тех, которые способны часто выигрывать в экстерьерных рингах, либо не существовало, либо было едва уловимым. Собак использовали по их прямому назначению (на охоте, для пастьбы, охраны и т.д.), а на выходные мыли, чесали и выводили на выставку. Разведение во многих породах в равной степени опиралось как на функциональность, так и на красоту. Собаки, не способные выполнять работу, для которой была выведена их породы, исключались из разведения. Работа и выставки шли рука об руку.
Правильные движения собак.
Правильно сложенная с правильными углами передних и задних конечностей собака.
В стойке ее конечности занимают правильную позицию под корпусом и хорошо поддерживают корпус. Движения ее легкие и эффективные, с не высоким подъемом, длинным шагом (хорошим захватом пространства).Но времена изменились. Посмотрите на выставки сегодня, и вы увидите множество собак, сложение которых противоречит требованиям стандарта их породы, а движение на рыси из-за корыстных целей разведения стало настолько неестественным, что диву даешься, как эти странно скроенные животные вообще могли бы выполнять работу, свойственную их породе. В погоне за кубками заводчики меняли основные пропорции и строение своих собак. Нормальное сложение было принесено в жертву несуразной утрированности с несбалансированными углами и длиной костей, что привело к неправильному рисунку движения сбоку. Длинный вынос, высокий отрыв и отмах конечности в ринге могут выглядеть привлекательно, но быть неэффективным.
И все же подобные движения так завораживают обманывающегося зрителя! Фразу: «Смотрите, какой у нее размашистый ход» - можно часто услышать рядом с шоу-рингом. Но действительно ли продуктивно двигается эта собака или это лишь иллюзия? И ещё вопрос: а требуется ли от собаки её стандартом делать широкий шаг?
Форма, соответствующая функции.
Изначально дикие собаки (волки) были вынуждены выживать самостоятельно. Они были универсалами — способными к поиску, преследованию, могли эффективно убивать свою жертву. Они были прекрасно приспособлены к длительному бегу и покрывали на рыси огромные расстояния благодаря своей потрясающей выносливости. В их движениях не было ничего утрированного. Они делали максимально длинный шаг с минимальным усилием, несколько наклонив голову вперед для сохранения баланса, а лапы не отрывали высоко от земли в любой из фаз. Этот легкий, свободный и экономный аллюр позволял перемещаться на огромные расстояния,что было важно для выживания. Эффектно? Нет. Эффективно? Да.
Одомашнив собаку, человек создал породы, предназначенные для конкретных функций, и стили движения рысью разных пород стали различаться в зависимости от их строения, на которое воздействовал отбор в целях специализации. Собаки, которых выводили для быстрого бега, плавания, рытья и т.д., отличались качеством рыси в зависимости от строения, отражавшего их рабочую специализацию. К сожалению (но не обязательно), на выставках каждая порода оценивается в движении рысью, в то время как не все породы были созданы рысить одинаково. Во времена, когда породный тип был важнее утрированности, блёсткости и умелого показа в ринге, разные стили рыси понимали и принимали лучше, чем теперь.
Движение не универсально.
Сегодня, кажется, все хотят видеть у многих пород один и тот же стиль рыси. Заводчики изменили некоторые из критически важных и основополагающих характеристик своих собак, стараясь создать такую рысь, которая привлекала бы внимание своей скоростью, энергичностью и яркостью, независимо от того, что животные с такими характеристиками скорей всего никогда не смогут выполнять свои изначальные функции. В то время как большинство собак выставочного разведения никогда будут работать за пределами экстерьерного ринга, мы, как заводчики, должны взять на себя ответственность за сохранение наших пород в том виде, как они были задуманы людьми их создавшими и определившими их стандарты. Мы не призваны изменять или «улучшать» наши породы. Да, конечно, в каждой конкретной собаке всегда есть что изменить или улучшить, но это совсем не то, что изменить целую породу и сделать из нее карикатуру на самоё себя.Неправильные движения собаки.
Собака с очень прямыми углами и плечевого и тазобедренного сустава. В стойке у такой собаки и передние и задние конечности стоят слишком выдвинутые перед корпусом и за корпусом, что не может обеспечить правильной поддержки корпуса. Эта собака на рыси будет слишком высоко поднимать передние и задние конечности. Из-за этого кажется, что у собаки очень длинный шаг (очень большой захват пространства), но на деле, из-за этого каждая лапа собаки слишком малое время имеет опору на землю во время каждого шага, что заставляет собаку прикладывать гораздо больше усилий при движении.В наше время постоянно говорят о «прекрасном вымахе и толчке». Как много наивно полагающих, что только так и должно быть! Они хотят видеть подобные движения даже у тех пород, стандарт которых четко и ясно описывает такое строение, которое не рассчитано на длинный шаг в движении рысью. И чтобы сделать шаг длиннее, пропорции собаки изменяют. Породы квадратного формата вдруг становятся растянутыми. Чуть растянутые становятся еще более длинными, а ноги у них укорачиваются. Породы, которым предписано иметь «выраженные углы сочленения конечностей» с наклоном таза равным 30 градусам (что и делает их шаг длинным и стелющимся) вдруг обретают сильно открытые углы и спереди, и сзади, и наклон крупа равный 10 градусам. По этой причине задние конечности собаки оказываются сильно отставленными, а в движении сбоку наблюдается высокий подъем передних и сильный отмах задних кверху — и всё это в стадии зависания. Именно такой гарцующий отрыв с отмахом и вводит людей в заблуждение.
Как двигаются собаки.
Если у собаки недостаточно выражены углы, конечности не обеспечивают корпусу должной опоры, находясь не там, где следует. У собак отсутствует необходимая ширина базы (которая обеспечивает силу мускулатуры), которая зависит от того, насколько правильны углы. О многом говорит линия низа собаки — там, где должны быть хорошие, сбалансированные углы сочленения и широкое бедро. У собаки с правильными углами будет короткая линия низа от локтя к колену, в то время как при прямом плече линия гораздо длиннее. Две собаки могут иметь одинаковую длину корпуса от передней точки грудной кости до седалищного бугра и высоту в холке, и все же их строение будет абсолютно разным, так же как и манера движения на рыси. Собака, обладающая правильными углами, свободно машет конечностью от плече-лопаточного и тазобедренного сустава, совершая длинные, стелющиеся, легкие шаги без потери энергии, в то время как собака с недостаточно выраженными углами поднимает ноги слишком высоко, производя движения, на которые требуется много дополнительных усилий и не добавляет ей выносливости. Чем выше собака поднимает конечности, тем больший путь они должны пройти, чтобы снова коснуться земли. А польза от них лишь на земле, в воздухе они не нужны. Длинный шаг — это шаг по земле.Мощный толчок сзади происходит при раскрытии бедра, колена и скакательного сустава в тот момент, когда лапа находится на земле. Плечевой пояс собаки несет на себе основную нагрузку, и передние конечности выносятся на ходу вперед с тем, чтобы собака не завалилась на нос. Передние конечности не выносятся, чтобы «тянуть землю под ногами», как я часто слышу. Когда собака двигается рысью, эти мышцы не тянут, они толкают. И передние конечности используются для поступательного движения собаки лишь тогда, когда оказалась перпендикулярно под корпусом. Когда конечности на каждом шагу остаются в контакте с землей дольше, собака двигается более продуктивно и экономично, чем та, передние и задние конечности которой отскакивают от земли вверх. Возможно, это смотрится эффектно, но далеко не целесообразно, и требует больших усилий. Правильные движения собаки выглядят сбалансированными и легкими, собака не прилагает видимых усилий. Но в наше время слишком часто награду отдают собаке, энергично работающей ногами, а не той, которая двигалась правильно, потому что она «не заработала победу».
Оценка естественного движения.
Ещё одна слишком часто встречающаяся в наше время проблема в комбинации с неправильном строением — ужасная привычка хендлеров показывать собаку на очень коротком, натянутом поводке, задрав ей голову над лопатками, что заставляет поднимать передние конечности ещё больше. При таком показе хендлер может испортить даже прекрасно сложенную собаку, поэтому представьте себе, что может случиться, когда у собаки есть недостатки сложения. Собаки с проблемным строением в любом случае имеют неправильную рысь (она четырехтактная, а не двухтактная), и вздернутая голова лишь добавляет непродуктивности движениям. Всегда надо давать собаке возможность нести голову в том положении, в каком ей было бы удобно, чтобы судье было легче оценить её естественные движения. И судьи должны настаивать на том, чтобы собак показывали именно таким образом. Если собака, которой позволили двигаться самостоятельно, разваливается, не давайте ей выигрывать.Я считаю, что такие неправильно сложенные собаки часто выигрывают из-за того, что слишком часто судьи начинают не с оценки породного типа. Вместо этого они по привычке отдают предпочтение той собаке, которая может передвигаться по рингу быстрее и эффектнее других, несмотря на то ,что многие из них вообще не имеют тех важных составляющих породного типа, которые требует стандарт. Много лет назад Анн Роджерс Кларк написала, что каждый судья обязательно должен соблюдать в ринге: «Вначале надо выбрать тех собак, которые лучше всего соответствуют породному типу, а затем наградить тех из них, которые обладают самым правильным сложением». Стараясь в процессе экспертизы делать именно так, мы будем приносить нашим породам гораздо больше пользы.
Журнал Dogs in Review, январь 2015.
Перевод J. Toffa
Что называется : На злобу дня!