К сожалению, мои теперешние собаки знают не так много слов, как те, что жили с нами в городской квартире. Сейчас собаки живут на веранде, а я в доме. Из человеков в доме я одна, а хлопот достаточно, вот и не хватает на все времени. Сейчас я больше разговариваю с котом. Особенно зимой. И он у меня страшный болтун. Я его понимаю в основном по интонации: вопросительная, утвердительная, просительная, жалобная, игривая… все, как у людей, единственная интонация, которая отсутствует, требовательная. Даже кот знает, что наглостью от меня можно добиться совсем не того, чего добиваешься. Но вот что интересно, он понимает мои слова. Он знает русский язык, а я в кошачьем так толком и не разобралась. Из чего следует вывод, что он умнее меня.
Но даже теперь, в тех условиях, которые есть, мои собаки знают достаточно слов для нашей с ними комфортной совместной жизни. Мне нравится, что мои собаки помимо команд послушки понимают слова: наши имена и названия игрушек и некоторых предметов, названия строений на участке, «машина», «отойди», «принеси», «купаться», «обойди», «пусти», «заткнись», «мыть личико», «заходи» (зайти за тазик, над которым моем это самое личико), «ротик», «животик», «с дороги», «свободен» (вместо команды «гуляй» после выполнения команды «место», так как «гуляй» у нас означает именно гуляние), «свой» (для того, чтобы не трогали чужого во дворе, а за воротами он опять становится чужим), «писай», «еще писай» (вместо «какай»), «позови», «где», «ищи», «мама что сказала?», «вот я щас кому-то», «это кто наделал?» «спать» (Спать – это именно спать, а не просто лежать, например. Выхожу на веранду – все дружно поднимают головы и таращатся на меня. Даю команду «спать» - головы укладываются, а глаза закрываются. Как они доперли – понятия не имею) и какие-то еще. А еще они знают, что Дюнька мальчик, а Дуська девочка. Спят. Говорю: «Хорошая девочка!». Дюнька не шевелится, а Дуська начинает ляпать хвостом по полу. Говорю: «Хороший мальчик!». Дюнька начинает ляпать хвостом по полу, а Дуська рычит. Она точно знает, что хорошей быть может только она. Стерва потому что. Кстати, по команде «ротик» я могу выпоить им из ложки любое количество жидкости. Очень полезно, если собака заболела, для дачи лекарства. И доктору ротик покажут по этой же команде.
Вдруг у меня появился вопрос: как вы думаете, в каком случае собака активнее и качественнее развивается - когда запоминает названия и имена и пытается самостоятельно выстраивать логические цепочки или, когда она просто зазубривает движения под аккомпанемент команд дрессировщика? (вопрос риторический, все равно останусь при своем мнении)