Verification: 57eb8d8b4d89123b

Русский Черный Терьер

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Русский Черный Терьер » Мы растем » Воспитание, обучение... не для обучения, а для размышления


Воспитание, обучение... не для обучения, а для размышления

Сообщений 1 страница 10 из 240

1

Все, что вы прочтете в нижеизложенном тексте, писалось не для этого форума, а потому слова "здесь", "дрессировочный раздел" и прочие в том же духе относятся не к этому форуму.
На сайте Черныш.ру на мои вопросы по дрессировке, на мои возражения я почти регулярно получала от владельца ресурса ехидное пожелание написать "записки бывалых". Когда я решила уходить оттуда, поняла что надо пойти навстречу пожеланиям рулевого форума, с которым предстоит расстаться. Мое объяснение там выглядело почти так:

Я подумала: а почему бы и не написать? Я живу с собаками всю свою сознательную жизнь, а сама воспитываю собак столько лет, сколько многие из форумчан еще не жили с момента своего рождения. И БЫВАЛО в моей жизни много чего. Из всего этого вытекает, что я и впрямь бывалый человек. Так почему бы не поделиться с народом своими мыслями? Поделюсь. Но не в отдельной теме, как мне настоятельно рекомендовали, а здесь, в своей семейной ветке. Заметьте, я не собираюсь никого учить! Да и какой из меня учитель?! Тут учителей и без меня больше, чем учеников. Тем более, что я катастрофически отстала от современных веяний в человеко-собачьей жизни. Ретроград я, если коротко. Только поделюсь наблюдениями за собаками, которые собрались в моей голове минимум за сорок три года моей собственной жизни с собаками и мыслями-вопросами, возникшими за семь лет моего пребывания на этом форуме и просматривания других собачьих сайтов.
Короче, то, что я собираюсь писать в своих «записках» никак не относится к разряду обучающего чтива. Буду рада, если кто-нибудь попытается размышлять вместе со мной. Нет, это не означает, что надо что-то писать здесь, чтобы спорить со мной, что совершенно бесполезно, размахивать кулаками и так далее. Размышлять можно и молча. А вот соглашаться со мной совсем необязательно.
Пока я собиралась начать публиковать эти «записки», некоторые «мои» темы уже начали затрагивать в других ветках форума другие пользователи, но я все-таки напишу, что хотела.

Кулаками размахивать и здесь не стоит, а вот задавать вопросы, вступать со мной в диалог приветствуется 8-)
Публиковать здесь мои "записки" начну со следующего поста.

2

Ураааааа! :flag:
Так мы их ждали.

Отредактировано afl (2017-05-18 20:18:34)

3

Предисловие
Когда я думала с чего начать, память совершенно неожиданно выдала «на-гора» случай совсем не из собачьей жизни. Сначала я очень удивилась такой ассоциации, а потом подумала, что в этом что-то есть и решила о нем, об этом случае, рассказать.
Моя дочь училась в первом классе. Делала домашнее задание. Я никогда не сидела над детьми во время этого действа, но потом их проверяла. Так вот, подошла очередь проверки выполнения задания по чтению. Задали им прочесть рассказ размером в две с половиной страницы. Спрашиваю:
- Ты прочла?
- Да.
- Сколько раз?
- Один.
- Иди читай еще раз.
- Зачем?
- Так надо!
Я действительно считала, что так надо. Учителя так говорили, а они профи и, следовательно, в вопросах школьного обучения разбираются лучше меня. Как минимум – должны разбираться лучше. Ребенок пошел читать по второму кругу. Возвращается. Я прошу пересказать содержание рассказа и… она выдает мне все эти две с половиной страницы текста наизусть… Это был последний раз, когда я заставляла дочь читать текст дважды. Почему? Потому, что ребенок не смог пересказать текст своими словами. Он бездумно, как магнитофон, продекламировал мне то, что было предназначено только для тренировки мозга. Пуля пролетела мимо цели. Зазубренное наизусть мешает думать. Память намертво вбивает в голову чужие мысли со всеми знаками препинания, метафорами, эпитетами и гиперболами, не оставляя в ней места для анализа и логики. То, что человек понимает, может уместиться в четырех строчках вместо двух с половиной страниц. Лучше учится не тот, кто запомнил больше информации, а тот, кого научили учиться, включая в этот процесс весь арсенал мыслительной деятельности: память, логику, анализ, умение фильтровать информацию на основе сделанных выводов. Прочел, проанализировал и сделал вывод – так я понимаю суть обучения, а все остальное – это балласт, хлам. Все, что я написала, не относится к поэзии и к таким вещам, как таблица умножения, например. Хотя, чтобы правильно пользоваться вышеупомянутой таблицей, тоже надо уметь думать. Можно знать ее наизусть, но вместо того, чтобы умножить 6 на 8, восемь раз прибавлять шестерку за шестеркой.
Странная сложилась параллель в моей голове? А вы никогда не слышали жалоб на то, что приводит кто-то щенка к инструктору, считая того профи (профи же должен лучше вас разбираться в вопросах обучения), старается, тратит силы, время и деньги, а когда результат оказывается хуже ожидаемого, слышит от этого «профи», что просто собака эта тупая и проводник у нее хреновый?
Продолжение предисловия следует

4

продолжение предисловия
А еще, думая о том, с чего начать, в мою голову полезли такие слова, как: технолог, слесарь, портач, подмастерье и инструменты. Издержки образного мышления. Человек, который хочет что-то изготовить, должен точно знать из чего он это что-то в итоге может получить, а на что тратить время бессмысленно. Какие инструменты ему понадобятся в процессе работы, а какие можно смело сложить в чемодан и спрятать подальше. То есть, он должен знать не только конечную цель, но и свойства и качества материала, с которым предстоит работать. Нельзя ошибиться с выбором сырья. Из пластилина не получится гвоздь, а из стекла не сделаешь молоток. Во всяком случае, пластилиновый гвоздь не забьешь в доску, а стеклянный молоток разобьется вдребезги при ударе о гвоздь стальной. Но выглядеть они могут совсем, как настоящие.
Опять-таки, может возникнуть вопрос «Какое отношение это все имеет к собакам?». А вы представляете Кавказскую Овчарку в роли спасателя или поводыря, а Пуделя, охраняющего стратегический объект?
Вот я писала все это и вдруг до меня дошло, что мне не нравится слово «дрессировка». И я даже поняла, почему не нравится. Ведь дрессировка – это комплекс обучающих действий над животными, предпринимаемых для выработки и закрепления различных условных рефлексов и навыков. Интересно, когда чему-то учат человека, не вырабатывают условные рефлексы и навыки? Если правильно выполнишь, то получишь пятерку, а неправильно – схлопочешь пару. Типичное положительное и отрицательное подкрепление при выработке условных рефлексов и навыков. Но когда о себе мы говорим, то используем слова: «обучение», «воспитание» и «образование», а про собак если – «дрессировка». Нет, конечно, есть такие методы обучения, отключающие мозги, которые только дрессировкой и можно обозвать. Это только мое мнение. Нет необходимости с ним соглашаться. Но, если собака – друг человека, то и относиться к ней надо по-дружески. Моих человеческих друзей воспитывали и учили, вот и собаческих друзей тоже надо воспитывать и обучать! А дрессируют пусть мышей, свиней и прочую живность.
Написала, прочла и поняла, что никакие это будут не записки бывалого, а мои размышления о том, что я помню, что и как я понимаю, а чего понять не могу, хоть тресни. Боюсь, что предисловие получилось длиннее, чем будет основная часть, но с ним уже все.

5

Глава первая и все последующие вперемешку
Итак, поехали! В доме появился щенок. Почему? Он же не от сырости завелся. Его принес туда человек. Ведь была же причина, по которой человек совершенно добровольно взвалил на себя еще одну ношу. Так вот, в зависимости от того, какой была причина, выстраивается судьба собаки. А как она выстроится, зависит от цели человека и от соответствия этой цели задатков щенка. И вот тут надо вспомнить о технологах – необходимо оценить качество материала. Подойдет ли этот «материал» для задуманного «изделия». Сложнее всего спортсменам. Промахнулся в выборе щенка – спортивная карьера закончится, не успев начаться. Нет, конечно, он может взять еще одного щенка, потом следующего…. А что будет с теми, которые не подошли для спорта? Исковерканные собачьи судьбы. Кстати о спорте. Ведь никому в голову не взбредет запрячь в груженую дровами телегу арабского скакуна или оседлать для скачек на ипподроме тяжеловоза? Скакун – спортивная лошадь (бывшая военная - кавалерийская), а тяжеловоз – рабочая. Вот и у собак не надо путать спортивные породы с рабочими. Нет, конечно, можно с чернышом заниматься спортом, вот только ждать от него великих достижений на этом поприще не стоит. Черныш отличается от малинуа, например, как физкультурник отличается от спортсмена. Физкультурнику спорт нужен для общего развития – такая широкая и достаточно абстрактная цель. У спортсмена цель абсолютно конкретная – ему нужны победы на соревнованиях. Физкультурник занимается спортом в свободное от основной работы время. Спортсмен все свое время и всю свою жизнь кладет на алтарь будущей победы, спорт становится его профессией и смыслом жизни. Та работа, ради которой он был рожден, остается далеко в стороне, если говорить об охранных собаках, из которых пытаются лепить спортсменов. Кинологи же для чего-то, создавая ту или иную породу, отбирали собак по определенным качествам и признакам. Зачем же так неуважительно относиться к их труду и к своим собакам? Сапоги должен тачать сапожник, а пироги печи пирожник. И не надо, чтобы того, в ком заложен талант пирожника, учили сапожники и наоборот. Из алмаза в одних руках получается бриллиант, а в других – стеклорез в лучшем случае. Я считаю, что собак надо приобретать, учитывая свои цели и предназначение породы. Ну, хотя бы для того, чтобы было больше шансов добиться намеченной цели самому и при этом не искалечить собачью судьбу. Ну, это то, как я это понимаю. Чего не понимаю? Не понимаю, когда на такие мои мысли заявляют, что в стандарте породы написано слово «компаньон» и, значит, собака может и не быть охранной, но при этом вопят, что черныши растеряли рабочие качества. Так определитесь наконец, вам нужны рабочие качества или компаньон? А если все-таки рабочие качества у компаньона, тогда объясните, в чем они должны проявляться. Потому, что без разъяснений до меня не доходит! Как я понимаю? А понимаю я так: откапывая компаньона, вы закапываете рабочие качества охранной собаки. Откапывая эти качества, вы закапываете компаньона. Конечно, охранная собака является компаньоном, но строго для владельца и членов его семьи, а не для всего человечества.
Во, блин, как меня понесло! Делаю паузу, после чего вернусь к появлению щенка в доме.

6

Человек, решивший взять в дом собаку, должен быть един в нескольких лицах.
Я уже писала, что в мою голову приходили такие слова, как технолог, слесарь и т.д. Ну, те, кто участвует в процессе изготовления продукта. А вот сейчас я поняла, что самое удачное сравнение будет с мамой и скульптором, если говорить о процессе воспитания и обучения щенка.
Мама – она и есть мама. Заботится о детеныше, воспитывает его – учит хорошим манерам, объясняя, что такое хорошо и что такое плохо. А скульптор тот, кто решил изваять какое-нибудь конкретное произведение. Попался ему в руки пластилин - он будет работать стеками и петлями, воплощая замысел в жизнь, есть дерево под рукой – в ход пойдут острые резцы и ножи, а если камень надо превратить в скульптуру, то тут уже не лишними будут молоток, зубило и напильник, например. Короче, решил что-то изготовить – оцени свойства материала, с которым тебе придется работать, тогда и с инструментом не ошибешься. Если, конечно, знаешь какими инструментами с каким материалом надо работать. А без этого никак. Без этого будут вечные вопли, что породу угробили, что она не годится для работы, при этом путая службу со спортом. Я убеждена, что в 90% случаев, когда собакой остаются недовольны, виновником является не собака, а владелец. Неправильно выбрал для своих целей щенка, неправильно оценив его исходные данные, или неправильную подобрал методику обучения. Порода-то молодая, в ней замешан такой коктейль из разных пород, что двух одинаковых собак просто не может быть. То вылезут способности одной породы, то другой, то пятой, то десятой. И вот если правильно ими распоряжаться, вовремя их выявив, то цены этим собакам не будет. Если же требовать от собаки то, что противоречит ее генетически заложенным данным, то из золотого самородка может получиться кусок бревна. Алхимия наоборот.
Вполне резонным был бы вопрос, а как я выбираю для себя щенка. А никак! Просто никогда не беру щенка заочно. Еду к заводчику или заводчик привозит щенков ко мне. Было в моей жизни и так, и так. А было и так, когда у меня оставались щенки из пометов моих же собак. Наблюдаю за детишками. Если мне нравятся условия выращивания, поведение щенков, их активность, аппетит, то остаюсь и жду, когда же меня выберет какой-нибудь собачий ребенок. Его и забираю. Меня не интересует, как щенок стоит в стойке и его внешние данные. Исхожу из того, что собака нужна мне для жизни, а если она не будет годиться для выставок, то это я точно переживу. Если меня выбрал щенок, значит, контакт у нас с ним будет замечательный. В этом я убеждена. И еще мне проще в том смысле, что я не собираюсь с собаками заниматься спортом. Если так случится, что детка не подойдет для какой-то определенной моей цели, я поменяю цель с учетом данных ребенка. Но у меня есть принцип: если я беру в дом крупную собаку, на прокорм которой уходит средств больше, чем на мой, то пусть она эти деньги отрабатывает. Отрабатывать – не значит блистать в выставочных рингах или побеждать на спортивных соревнованиях, это даже не означает, что она обязана сдать какой-то норматив по дрессировке. Моя собака честно отрабатывает свой хлеб, если я, благодаря ей, могу спать спокойно даже в том случае, когда не заперла на ночь входную дверь, бросила открытую машину во дворе с ключами в замке зажигания или багажника и т. д.. Я добиваюсь, чтобы мои собаки не доставляли мне неприятностей, когда мы выезжаем в людные места, чтобы они меня слушались, чтобы мне не приходилось каблуками бороздить асфальт, летя за собакой, как на водных лыжах. То есть я развиваю их охранные качества и учу послушанию. Учу дома. Сама. Потом несколько раз вожу их на площадку, чтобы они выполняли эти команды при раздражителях в виде скопления собак и людей. И еще я учу своих собак некоторым премудростям, которые мне могут пригодиться в жизни. И их, премудростей этих, достаточно много. Как-то так везло, что мне попадались щенки, пригодные для этих целей. Но, чтобы решить, каким именно образом буду обучать щенка, первое время внимательно за ним наблюдаю. Играю с ним сама и учу играть с игрушками, смотрю как и на что он реагирует, оцениваю скорость реакции и запоминания, возбуждения и торможения, обращаю внимание на выбор любимых игрушек и игр и т. д.. Я вообще очень люблю наблюдать за животными и анализировать их поведение. Прежде, чем что-то предпринять, пытаюсь поставить себя на место собаки, чтобы понять, как она это воспримет и что почувствует. Я убеждена, что человек должен понимать свою собаку, иначе можно наколбасить такого, что потом всем миром не разгребешь.
Продолжу уже завтра

Отредактировано Марина (2017-05-18 23:08:41)

7

Извините, что пишу несколько сумбурно. Но так сложилось, что в силу своего возраста я порой чувствую семя субмариной, сбившейся с курса и вынырнувшей стране сказочников, райских птиц и диковинных животных. У меня постоянно возникают вопросы, на которые я пытаюсь найти ответы, но вопросов много и мысль моя цепляется то за один из них, то за другой по мере поступления удивляющей меня информации. Именно по этой причине я и начала с образования и технологов. Это мои маяки, которые должны помогать мне возвращаться к намеченному курсу в незнакомом и удивительном море вопросительных знаков.
И тут я вернусь к заучиванию наизусть. Сейчас стало модным учить собаку команде «рядом» с применением приема постоянного выкусывания собакой фарша из кулака дрессировщика. Кто-нибудь задумывался на тему, чем чревато такое выкусывание? Я не только задумывалась, но и видела результат такого обучения. У собаки отключаются мозги на 99%, а оставшийся 1 % озабочен лишь тем, как больше и быстрее выкусить. Да, в итоге собака будет выполнять эту команду, но учиться будет ей чисто автоматически – наизусть. То есть, ее тело будет помимо ее воли запоминать движения во время выкусывания под аккомпанемент команды владельца. Мозги же будут настроены исключительно на жратву. Для кого-то, наверное, этого достаточно, а мне не нравится. Категорически! Я хочу, чтобы собака получала удовольствие потому, что ей нравится учиться, потому, что ей нравится правильно выполненными командами доставлять радость владельцу, а не от предвкушения «выкусывания» вкусняшки. Это, не говоря уже о том, что любовь к выкусыванию дает проблему «синих рук» у владельца. Сколько в последнее время было криков о помощи на эту тему даже здесь, на форуме? Мало того, переходя к обучению другой команде, владелец сталкивается с проблемой, когда собака заинтересована только тем, что у него в руке. Спрашивается, почему нельзя обучать этой команде, держа кусочек лакомства перед собакой и слегка придерживая ее за поводок так, чтобы она не могла выхватить вкусняшку из рук, таким образом показывая ей ее правильные действия и в итоге поощряя за них этим же кусочком? Чем плох этот прием? Устарел? Не модный? Зато разница в поведении собаки огромная! Щенок учится следить за действиями владельца и свое внимание сосредотачивает на процессе обучения, зная, что его правильные действия будут оценены вкусняшкой. И никаких синих рук, и никакого зацикливания на жратве. Кстати, я показывала год с лишним назад на чернышонке, как это делается. Два раза мы с ребенком сделали упражнение, я отдала дитя родителям, а оно само подошло ко мне, ПРАВИЛЬНО выполнив команду «ко мне» (без моей команды) с усадкой около левой ноги (по старинке – обойдя справа и сев около левой ноги), подняло в мою сторону голову, как бы спрашивая: «Где приз? Я же все правильно сделала!». Ребенку понравилось учиться! Да, конечно, она выполнила упражнение без команды, но ее за это никто и не поощрил. Мы повторили с ней это упражнение, но уже с командой и поощрением. После этого еще сделали по команде «рядом» несколько поворотов на месте и разошлись довольные друг другом. Вот не хочу я, чтобы собака училась путем бездумного зазубривания. Мне нравятся мыслящие животные. Смешно? Я слишком многое требую от всего лишь собаки? Возможно. Но!

8

Вы все знаете о методе обучения, основанном на ее способности к подражанию. Это когда обученная собака работает перед необученной. Но я вам открою секрет: собаки подражают не только себе подобным, но и людям. Примеры приведу из своей жизни с собаками. Когда-то мои дети притащили в дом щенка месяцев шести от роду. Черный, лохматый щенок с купированным хвостом. Мы решили, что это средний пудель. Скорее всего, это был метис какой-то, но дело не в этом. Мы его учили элементарным командам – схватывал налету, заглядывал в глаза с просьбой заниматься учебой. Стали придумывать разные трюки – учил с огромным удовольствием. Удивительная была собака – круглый отличник! А потом мы заметили, что он от нас учится многому сам. Например, дочка садилась к фортепиано, открывала крышку клавиатуры, нажимала на клавишу и к ней подлетал Бимка. Он вставал на задние лапы, передними пытаясь тоже извлечь звук. Он ляпал ими по дереву, иногда цепляя клавиши. Мы озвучили это его действо, разделив на два этапа: «Маэстро, к инструменту!» и «Маэстро, музыку!». Научили его попадать лапами по клавишам и у нас получился домашний цирковой номер. Еще про Бимку и подражание людям. К моему сыну часто в гости приходил соседский мальчик со своими импортными игрушками. В основном это были машинки. Мальчишки садились друг против друга и катали эти автомобильчики, а сбоку от них располагался Бим и внимательно наблюдал за их игрой. Однажды он к ним присоединился. Когда соседского мальчика с его заморскими игрушками не было, мой сын с Бимкой катали друг другу наши простые машинки. В один прекрасный день я застала за этим занятием Бимку и кота Мурзика… Сына не было с ними, они играли в эту игру сами.
Моя бриарочка Цона, когда мы выбирали из борозды картошку, нам помогала. Мы несли в ведрах картошку в кучу, а она брала из земли клубень и относила его туда же. Мы собирали руками семена укропа, а она делала то же самое, но только зубами.
Моя чернышка Дуся любит сырую картошку. Так вот она поняла, что это лакомство можно выкапывать из земли, из-под какого растения и в какое время сезона. А еще, если я несу ведро с чем-нибудь, то она берет другое ведро и несет его туда же.
Моя южачка Умка во время карантина по прививке вытирала с клеенки свои лужи. Брала тряпку в зубы, клала ее на лужу и вытирала передними лапами, пытаясь повторять мои движения руками, когда это делала я. Она же утаскивала с дивана подушку-думку и относила ее на свое место. Я забирала ее и возвращала на диван. В итоге Умка залезла на диван, легла и положила голову на подушку, потом встала, взяла ее в зубы, отнесла на свое место, легла и положила на нее голову. Она мне, дуре, в доступной форме объяснила, для чего ей нужна эта вещь. Я подарила ей эту подушку. Она же мне объяснила, что без этой вещи не жизнь.
Это все можно оценить только с точки зрения выработки условных рефлексов? Я считаю, что здесь активно задействован мыслительный процесс. Им нравится какое-то действие, и они стремятся ему научиться. Мало того, они способны объяснять, зачем им это нужно! Сами. Без вкусняшек и кликера, и даже без голосового поощрения со стороны владельца. Они просто умеют думать!

9

Еще одно подтверждение тому, что они умеют думать, - это моя самая первая собственная собака, которую я воспитывала с трехнедельного возраста. Кобель Немецкой Овчарки Друг. Когда приходили гости и усаживались за столом, я отправляла его на его место. На его спальное место – на коврик. Через некоторое время обнаруживалось, что парень находится около стола, но на коврике. Он как-то так умел ерзать на коврике, что перемещался вместе с ним. И ругать его было не за что – он лежал на коврике. На своей кровати. А перестановку мебели делать ему никто не запрещал. Что не запрещено, то разрешено. А еще всем моим собакам я не разрешаю залезать на нашу мебель. Так вот мой мальчик однажды попытался уточнить, а всегда ли нельзя это делать. Он выбрал момент, когда все члены семьи были в зале, взял мячик и залез с ним на диван. Я рассказала ему, что он неправ. Спрыгнул, взял косточку и уже с ней залез. Я ему опять объяснила, что так делать нельзя. Опять спрыгнул. Взял чью-то тапочку и сделал попытку уже с ней. Опять прогнали. Все. Он понял, что на диван нельзя залезать ни с вещами, ни без них. Он нас проверял. Додумался же!
Умеют они думать. УМЕЮТ!!! А если умеют, то я хочу, чтобы они думали о том, что я сейчас научу их чему-то интересному, что им для этого надо сосредоточиться на том, что я показываю, а не на руке или кармане с лакомством. Короче, я за то, чтобы собаку учили не только командам, но и учили учиться. Тогда она будет и сама обучаться чему-то новому на базе того, чему научил ее человек... Для того хотя бы, чтобы она могла принимать самостоятельные решения в случае необходимости. Нельзя полностью программировать собачью голову потому, что нельзя ставить собаку в полную и безоговорочную зависимость от человека – в жизни случается всякое. Естественно, сначала мама (владелец) должна ей еще в раннем детстве объяснить, что такое хорошо и что такое плохо.

10

Перерыла весь дрессировочный раздел, но не нашла, чтобы кто-то писал, что с собакой надо много разговаривать, что ее можно обучать словам, названиям предметов, строений, помещений и действий. Возможно и проморгала эту тему, но на всякий случай напишу сама. Ученые считают, что собака к трем годам может достичь в умственном развитии уровня четырехлетнего ребенка. А в социальном развитии – даже уровня подростка. Есть такие собаки, которые запоминают свыше тысячи слов. Это не я придумала. Это научно доказанный факт. Чем больше времени человек проводит с собакой и чем больше он с ней и при ней разговаривает, тем больше слов она начинает понимать. А если целенаправленно обучать собаку словам, то результат может очень порадовать владельца в плане облегчения обучения другим командам и просто может пригодиться в жизни. Как выяснилось, собака способна составлять простые логические цепочки. Но обо всем по порядку. Собаки запоминают слова, обозначающие конкретное действие и конкретные предметы. Абстрактный и образный язык им недоступен. Именно этим мы и пользовались с нашей бриарочкой Цоной, изобретая новый язык, для того, чтобы она не могла понять наши намерения. Уж больно много слов она понимала. Я даже и не смогу сосчитать, сколько именно, потому что она запоминала не только те слова, которым мы ее обучали, но и каким-то образом переводила наш язык на свой и самостоятельно. Это была уникальная собака, которая была озабочена постоянным обучением. Есть такие человеческие дети, бывают такие и собачьи самородки. За всю мою жизнь я лично столкнулась только с двумя такими собаками: Бимкой и Цоной. Но даже Бимку трудно сравнивать с Цоной – та была настоящим уникумом. Она знала по именам всех членов семьи, друзей семьи и все свои игрушки, которых была немереная куча. По названиям – все помещения в квартире, в доме на даче, строения на даче, гараж, машину, многое из домашней утвари и блюд, части своего тела и названия наших конечностей и кучу разных предметов и действий. Мы с ней разговаривали, как с человеком, а командами пользовались только по необходимости. Она находила нужные мне предметы, включая мои очки и свою расческу, если я забыла, куда их положила. Она звала ко мне того, кого я просила позвать. Она приносила мне то, за чем мне лень было вставать. Она прогоняла соседских овец (на даче, постоянно мы тогда жили еще в Минске) в поле и пригоняла их обратно. Она открывала «ротик» для врача и при необходимости показывала ему «животик». По просьбе! Она учила ребенка моих друзей ходить по дорожкам, а не по грядкам. Она «пасла» моих племянников, и мы были спокойны, что под присмотром этого пастуха с детьми ничего не случится. Она знала и умела так много, что все перечислить просто невозможно. Но надо признать, что помимо ее феноменальных способностей, был и еще один фактор, способствовавший такому ее развитию. Мы ее взяли в трехнедельном возрасте, и она первые четыре месяца постоянно, а потом большую часть суток находилась в обществе людей, которые очень много с ней занимались и просто разговаривали. Тогда была такая возможность и мы ее использовали.
Я знаю, что пишу вещи, которые не вписываются в традиционное понимание дрессировки собак, но я и не говорю, что я их дрессирую. Я их воспитываю и обучаю. Поверьте, это не проще, чем дрессировать собаку по нормативу. Не проще, но для меня намного интереснее. Мои площадки с нормативами остались в прошлом. У меня были хорошие учителя, чтобы не оставаться «на второй год». Тем более, что та ЗКС и та Кс, которым я учила когда-то своих собак, отличаются от теперешних ЗКС и КС, как война отличается от игры в войнушку. Мне не нужен даже самый красивый стеклянный молоток потому, что мне не нужно украшение в виде молотка – мне нужен молоток, которым я смогу забивать гвозди.


Вы здесь » Русский Черный Терьер » Мы растем » Воспитание, обучение... не для обучения, а для размышления